Трудовые споры
Законодательство Российской Федерации признает право работников на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку.
Интересы работника и работодателя совпадают не всегда. Столкновение этих интересов возможно на любой стадии существования трудовых отношений. По причине возникающих противоречий возникают конфликты.
Помимо таких очевидных и традиционных дел, как восстановление на работе независимо от оснований прекращения трудового договора или споры о формулировке причины увольнения, появились и относительно новые: о взыскании морального вреда, причиненного работнику незаконным увольнением, переводом на другую работу, невыплатой гарантированных законодательством выплат и льгот, отказом от заключения трудового договора.
По виду спорного правоотношения трудовые споры можно разделить на возникающие:
- Из трудовых правоотношений.
- Правоотношений по трудоустройству. Таких, как споры в связи с отказом в приеме на работу по квоте инвалида или другого лица, с которым работодатель обязан заключить трудовой договор.
- Правоотношений по надзору и контролю за соблюдением трудового законодательства и правил охраны труда. Например, оспариваются действия инспектора труда, наложившего штраф на должностное лицо.
- Правоотношений по подготовке кадров и повышению квалификации на производстве. Как пример: направление на повышение квалификации.
- Правоотношений по возмещению материального ущерба работником. Например, оспаривание размера произведенного работодателем удержания из заработной платы за нанесенный ущерб.
- Правоотношений по возмещению организацией ущерба работнику в связи с повреждением его здоровья на производстве.
- Правоотношений профсоюзного органа с работодателем по вопросам труда, быта, культуры. Таких, как трудовые споры о сроках пересмотра норм выработки.
- Правоотношений трудового коллектива с работодателем. Например, из социально-партнерских правоотношений.
Индивидуальные трудовые споры
Индивидуальными трудовыми спорами являются неурегулированные разногласия между работодателем и работником по вопросам применения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, коллективного договора, соглашения, локального нормативного акта, трудового договора (в том числе об установлении или изменении индивидуальных условий труда), о которых заявлено в орган по рассмотрению индивидуальных трудовых споров.
К этой же категории относятся споры между работодателем и лицом, ранее состоявшим в трудовых отношениях с этим работодателем, а также лицом, изъявившим желание заключить трудовой договор с работодателем, в случае отказа работодателя от заключения такого договора.
Предусмотрено два основных органа по рассмотрению индивидуальных трудовых споров:
- Комиссия по трудовым спорам (КТС);
- Районный суд в качестве суда первой инстанции.
Для индивидуальных служебных споров государственных гражданских служащих предусмотрен особый порядок рассмотрения. Такие споры рассматриваются следующими органами:
- Комиссией по служебным спорам;
- Судом.
Работник и работодатель могут урегулировать возникшие между ними разногласия путем прямых переговоров друг с другом. В том числе и с привлечением различных посредников, например социальных партнеров, представителей объединения работодателей, представителей работников и некоторых других лиц.
Для разрешения разногласий, работник, кроме того, имеет право обратиться:
- В органы государственной власти как федерального уровня, так и уровня субъектов РФ, органы местного самоуправления, профессиональные союзы, их объединения и иные уполномоченные работниками представительные органы по вопросам охраны труда;
- В органы федеральной инспекции труда;
- К профсоюзным инспекторам труда.
Помимо этого работник имеет право:
- Отказаться от выполнения работы в случае возникновения опасности для его жизни и здоровья вследствие нарушения требований охраны труда, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами, до устранения такой опасности;
- Отказаться от выполнения работы, не предусмотренной трудовым договором;
- Приостановить работы в случае задержки выплаты заработной платы на срок более 15 дней.
Коллективные трудовые споры
Коллективные трудовые споры - это неурегулированные разногласия между работниками (их представителями) и работодателями (их представителями) по поводу установления и изменения условий труда (включая заработную плату), заключения, изменения и выполнения коллективных договоров, соглашений, а также в связи с отказом работодателя учесть мнение выборного представительного органа работников при принятии локальных нормативных актов.
Законодательством Российской Федерации определено, что сторонами коллективного трудового спора являются:
- Работники (их представители) - органы профессиональных союзов и их объединений, уполномоченные на представительство в соответствии с установленными документами, или органы общественной самодеятельности, образованные на собрании (конференции) работников организации, филиала, представительства, - забастовочные (стачечные) комитеты.
- Работодатели (их представители) - руководители организаций или другие уполномоченные в соответствии с уставом организации, иными правовыми актами лица, уполномоченные органы объединений работодателей, иные уполномоченные работодателями органы.
- Стороны коллективных споров (собственно работники и работодатели) на всех стадиях в коллективном трудовом споре реализуют свои полномочия как непосредственно, так и через своих представителей.
В законодательстве описаны формы и особенности собраний коллективов для подготовки и выдвижения требований, их представления работодателю, направления копий требований в соответствующий государственный орган по урегулированию коллективных трудовых споров и обязанности этого государственного органа в отношении дальнейших действий.
Письменная форма изложения требований работников является обязательным условием для процедуры коллективного трудового спора. Конкретная форма изложения может быть любой, основное - зафиксировать факт получения работодателем этих требований в письменной форме. Если такого доказательства нет, работники лишаются возможности предъявить претензии работодателю и привлечь его к ответственности за уклонение от соблюдения процедур рассмотрения коллективного трудового спора.
Трудовой Кодекс устанавливает обязанность работодателя принять к рассмотрению требования работников и определяет достаточно жесткие сроки для реагирования. В течение трех рабочих дней работодатель должен дать ответ о принятом решении.
Если работодатель дает положительный ответ, то не возникает и спора. Если же ответ является отрицательным или он не получен в установленный срок, то с этого момента начинается собственно коллективный трудовой спор. Кроме того, в случае уклонения работодателя или его представителя от получения требований работников на него может быть наложен административный штраф.
Список услуг
- Консультация юриста по трудовому спору.
- Спор о восстановлении на работе.
- Установление факта трудовых отношений.
- Взыскание материального ущерба с работника.
- Отмена приказа о дисциплинарном взыскании.
- Взыскание заработной платы и денежной компенсации.
- Спор об отказе в приеме на работу.
- Прочее по трудовым спорам.
- Представление интересов в суде по трудовому спору.
- Составление искового заявления в суд по трудовому спору.
- Коллективный трудовой спор работников с работодателем.
- Спор при незаконном увольнении работника.
- Спор при незаконном сокращении работника.
- Спор с центром занятости.
- Спор по срочному трудовому договору.