Защита деловой репутации
Гражданский кодекс Российской Федерации определяет деловую репутацию как благо нематериального характера. Также он закрепляет возможность ее оценки в денежном эквиваленте и передачи третьим лицам. Таким образом, это нематериальное благо может иметь денежную оценку и значительно влиять на работу своего обладателя и его партнеров.
Защита деловой репутации возможна только в том случае, когда ей нанесен урон, в результате которого пострадала деятельность фирмы. При этом должны соблюдаться следующие условия:
- Сведения о компании носят порочащий характер: сообщения о ненадлежащем исполнении обязанностей, нарушении законодательства, несоблюдении деловой этики и тому подобное;
- Эти сведения получили распространение;
- Разглашенная информация недостоверна.
Юридическое лицо имеет право обратиться в суд с требованием:
- Прекратить распространение сведений, порочащих его деловую репутацию.
- Опровергнуть сведения, порочащие его деловую репутацию - если известен распространитель таких сведений и он не докажет, что они соответствуют действительности. Тогда суд обяжет распространителя ложных сведений опровергнуть их. Порядок опровержения устанавливается судом.
- Потребовать возмещение убытков, причиненных распространением ложных и порочащих его деловую репутацию сведений.
- Признать распространенные сведения не соответствующими действительности - в случае, если невозможно установить лицо, распространившее порочащие деловую репутацию сведения.
Защита деловой репутации осуществляется с целью восстановления для организации положения дел, существовавшего до правонарушения. Для этого истец вправе настаивать, например, на изъятия тиражей печатных носителей информации или удалении публикаций на веб-сайте в Интернете или иной сети.
Требование о распространении опровержения может включать обязательство для нарушителя сделать его таким же образом, каким были распространены ложные сведения. Для примера, может быть требование разместить опровержение на той же странице, в том же разделе, где было опровергаемое сообщение. Заголовок опровержения должен быть набран тем же шрифтом и тем же размером, что и заголовок опровергаемой статьи, а шрифт текста опровержения должен быть таким же, что и шрифт опровергаемой публикации. Иначе может оказаться, что опровержение будет опубликовано самым мелким шрифтом и хорошо, если не в юмористическом разделе газеты, журнала или Интернет-портала.
Материальная компенсация по иску о защите деловой репутации востребуется согласно ряду статей Гражданского Кодекса Российской Федерации. Истец может потребовать возложить на нарушителя обязанности возместить убытки, причиненные распространением сведений, порочащих деловую репутацию. В частности, истец может получить возмещение следующих убытков:
- Реальный ущерб: расходы лица, право которого нарушено, уже произведенные или необходимые для восстановления первоначального положения дел, утрата или повреждение его имущества.
- Упущенная выгода: неполученные доходы, которые лицо, чье право нарушено, получило бы при обычных условиях оборота, если бы его право не было нарушено.
Список услуг
Юристы московского Центра юридической помощи «Город Права» окажут всю необходимую юридическую поддержку и сопровождение на всех этапах ситуации, связанной с урегулированием споров о защите деловой репутации. Список некоторых услуг:
- Содействие досудебному разрешению конфликта.
- Оформление и подача исков в арбитраж.
- Представление интересов истца и ответчика в судах всех инстанций.
- Обжалование решений.
- Инициация исполнительного производства и его сопровождение.